Островерхая Марина Викторовна, учитель-логопед, 1 категории.

Занятие по формированию фонематического восприятия.

 Занятиепо формированию фонематического восприятия.

Тема:Дифференциациятвердых и мягких звуков по сюжету русской народной сказки Гуси-лебеди».

Оборудование:

-наглядное пособие по мелкой моторике (сюжетное панно с приложением деталей изматериала и плёнки);

-«пальчиковый бассейн» (с горохом);

-пластмассовые буквы;

-большой и маленький мячи;

-планшет-тренажёр.

 

Цели и задачи:

1.Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия.

2.Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

3.Закреплять умение определять место звука в слове.

4.Продолжать учить детей дифференцировать гласные и согласные звуки;твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

5.Закреплять умения использовать условные обозначения гласных, согласных звуков:синий цвет – твердые согласные, зеленый – мягкие.

6.Учить проводить звуковой анализ слов.

7.Закреплять умение делить слова на слог, использовать схему слова.

8.Продолжать учить читать слоги, составлять из них слова, различать твердые имягкие согласные.

9.Развивать внимание, логическое мышление.

10.Закреплять умение соотносить звук и букву.

11.Развивать мелкую моторику.

12.Закреплятьумение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

Организационныймомент:

 

Учитель-логопед:

 

- О чём-то скрипит половица,

И нам здесь сейчас не спится.

Пришли и встали подружки и друзья,

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По кабинету у нас ходит сказка.

Учитель-логопед:

 

-В какую сказку мы сегодня попали?

Дети:

- «Гуси-лебеди»

 

Учитель-логопед:

 

- Кто её написал?

Дети:

- Народ.

 

Учитель-логопед:

 

- Какие вы ещё знаете русские народные сказки?

 

Дети:

- «Репка», «Колобок» и др.

 

Учитель-логопед:

 

- Какая беда случилась в сказке «Гуси-лебеди»?

Дети:

- Унесли гуси-лебеди братца к Бабе Яге.

 

Учитель-логопед:

 

- Давайте поможем сестрице выручить братца из беды. Но, чтобы пробраться до избушки, надо выполнить задание.

 

Сообщениетемы задания:«Мы вспомним, что знаем о звуках. Какие бывают звуки. Будем слушать твёрдые имягкие согласные звуки».

 

1. Игра с мячом

Определение места звука в слове.

Хором – стихотворение, один ребенокназывает любой звук.

Мы со звуком (н/р) Л, О, К играем, словок слову прибавляем.

Дети по очереди придумывают слова иопределяют место заданного звука (в начале слова, в конце, в середине).

 

Учитель-логопед:

 

- Какие бывают звуки?

Дети:

- Гласные, согласные.

 

Учитель-логопед:

 

Чем отличаются гласные от согласных?

Дети:

Гласные звуки поются, тянутся и т.д.

 

Рассказывают стих про гласные исогласные звуки.

 

2. «Тучки-звездочки»

 

Учитель-логопед:

 

- Покажите буквы, которые обозначают гласные звуки, согласные. Почему одни буквы живут на тучках, а другие – на звёздочках?

Дети:

- На тучках – обозначают твердость согласных звуков, на звездочках обозначают мягкость впереди стоящих согласных. Четыре хитрые буквы – Е, Ё, Ю, Я – в них живёт два звука.

 

3. Игра с «пальчиковым бассейном»

Определение на ощупь (с закрытымиглазами) буквы.

- упражнение на развитие мелкой моторики(игра с горошинами);

- определение букв на ощупь схарактеристикой звуков (гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие)

 

4. Физминутка с движениями

(под стихотворный ритм)

 

5. Чтение слогов.

 

Учитель-логопед:

 

- Ребята, а звуки мы с вами видим («нет»)

- А буквы? («да»)

(чтение слогов)

Учитель-логопед:

 

- Найдите слог с твердым согласным звуком, и мягким согласным звуком. Объясните, почему здесь твердый (мягкий) звук.

Дети:

(например)

- ЛИ – звук мягкий, потому что И обозначает мягкость (и т.д.)

 

6. Составление из слогов слова. Делениеслов на слоги. Использование схемы слова.

 

ЛИ

СИ

 

МО

РЕ

КО

ГУ

СА

 

ДЕ

ЛО

ВО

 

На доске дети мелом соединяют слоги внужное слово. Определяют количество слогов хлопками или по подбородку.Доказывают и чертят схему к словам. Например:

 

 

 

 


Учитель-логопед:- Приближаемся мы к избушке Бабы-Яги, а перед ней ещё одно препятствие – деревоЯблонька (по сюжетному панно). Сорвите себе по яблочку и посмотрите, какиекартинки там изображены.

7.Звуковой анализ слов

Учитель-логопед:- Найдите нужную схему к вашей картинке и объясните, почему она подходит.

(например,                               )

Одинребенок объясняет для всех. Затем остальные подходят к гостям, рассказывают им.

Учитель-логопед:- Ребята, где же у нас Баба-Яга? Может быть спряталась за этим ребусом? Давайтеего отгадаем.

                                                           

 

 

 

Итог занятия.

Учитель-логопед:

 

- Мы выполнили все задания и спасли братца от Бабы-Яги. А какая пословица подходит к нашей сказке? Что мы можем сказать сестрице?

Дети:

- Сделал дело – гуляй смело.

Учитель-логопед:

 

- Герои сказки благодарят вас за помощь и угощают своими яблочками и пирожками

 

Занятие закончено.

16 февраля 2017 в 19:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.